Как перестать беспокоиться и начать снимать панорамы

Один из моих любимых объектов съемки — облака. Я очень люблю наблюдать за небом, как облака появляются, перекатываются из одной фигуры в другую, исчезают и на их месте появляются новые. Но для того, чтобы сделать красивую фотографию облаков зачастую недостаточно разрешения и угла обзора цифровой камеры, поэтому приходится делать панорамы. Панорамная фотография — это общая фотография, собранная из множества отдельных кадров с фрагментами сцены. Процесс сборки панорамы в редакторе называется склейкой панорамы. Я не буду расписывать каждый шаг — дам общую информацию, которая позволит начать клеить панорамы, а уж детали программ разберете сами, если будет желание.

Фотографировать и клеить панораму не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для съемки есть простые правила, придерживаясь которых можно получить хороший исходный материал для склейки панорамы.
Первое правило — использовать одинаковую экспопару для всех фрагментов. То есть, надо перевести камеру в режим «М», выставить чувствительность, выдержку и диафрагму и с этими параметрами снимать все кадры для склейки панорамы. Для того, чтобы узнать эти параметры, сделайте несколько тестовых кадров интересующих фрагментов будущей панорамы и посмотрите, что получается.
Второе правило — снимать с перекрытием как минимум на 1/3 кадра. То есть, если вы, например, фотографируете панораму в один ряд двигая камеру справа налево, то левая 1/3 часть кадра становится на следующем кадре правой 1/3.


Здесь перекрытие даже больше, чем на 1/3

Третье, даже не правило, а скорее рекомендация, старайтесь не снимать панораму широкоугольным объективом, иначе получите большие переспективные искажения в итоговой картинке.


Здесь неузнаваемо изменились прямые улицы. Снято на 24мм (34 вертикальных кадра в 3 ряда. Разрешение панорамы — 16782х9071, 152 МПкс)
Большой размер (4096 точек по длинной стороне)

Таким образом, руководствуясь этими простыми правилами, можно получить отличный материал для последующей склейки панорамы.

Итак, у вас есть материал, пора приступать к склейке. Для начала, если вы снимаете в RAW, надо сконвертировать фотографии с одинаковыми настройками, чтобы фрагменты панорамы не отличались друг от друга. После этого нужно в фотошопе выбрать пункт меню Photomerge и загрузить исходные фотографии

Чаще всего фотошоп в автоматическом режиме прекрасно собирает панорамы без вмешательства пользователя.

Для более сложных случаев я предпочитаю использовать программу PTGui.

В особо сложных случаях, когда программа не сможет сама сопоставить фрагменты, она попросит это сделать вас.

Вот, к примеру, панорама, собранная в фотошопе:


Снято на Sony Nex-3 с объективом Pentax 50/2 (89 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 26750х11024, 295 МПкс)
Большой размер (4096 точек по длинной стороне)


Кроп масштабом 100%. Обратите внимание на птицу внизу справа.


А это исходные кадры. Снимал вертикальными полосами снизу вверх, слева направо.

Помимо пейзажей с помощью панорамирования можно имитировать съемку на большеформатные камеры, когда нам нужно получить широкий угол обзора и малую глубину резкости. Этот метод называют методом Бренайзера. Другое название — бокерама. Суть в том, что мы снимаем фрагментарно, например, портрет телеобъективом, а затем собираем из этих кадров панораму.


Снято на Nikon D300 с объективом Nikkor 85/1.8D (50 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 11470х14337, 164 МПкс)
Большой размер (4096 точек по длинной стороне)


Кроп масштабом 100%.


А это исходные кадры. Снимал горизонтальными полосами слева направо, снизу вверх.

Вот, кратко, но, кажется, вполне понятно рассказал о том, как я снимаю панорамы. Надеюсь вам понравилось. Если есть вопросы — задавайте в комментариях.

Comments